Лепка из глины
Изучаем основы лепки
из природного материала
в домашних условиях

Как эту «живую» грязь превратить в материал?

Самостоятельное приготовление глиняного теста — это продвинутый этап работы с керамикой. Вот почему следовало ознакомиться со свойствами глины в предыдущем разделе.

Настало время засучить рукава, подготовить место и инструмент, одеть фартучек и приступить к замесу глиняного теста. Работать следует на прочном столе (лучше, если он тяжелый, ровный и низкий — на 5 см ниже поясницы). Все это в квартире нереально организовать, но на даче свой стол для работы с глиной иметь неплохо, чтоб не утомлять себя нагрузками на мышцы рук. В квартире можно обустроиться на любом столе, но хочу предупредить, что чистоту сохранить будет трудно, все таки с пылеобразующим материалом работать будем, поэтому клееночкой застелить и досочку (чем больше по размеру, тем лучше) деревянную приготовить (можно разделочную). Почему деревянную? Потому что она впитывает влагу и тесто пробивать и лепить на ней очень хорошо и глина снимается лучше (не липнет), если правильно тесто приготовлено. А ещё нужен стек — это инструмент, с помощью которого мы разделяем, выглаживаем и декорируем, т.е. основной помощник нашим пальцам. В художественных салонах стеки продают деревянные в форме изогнутой лопаточки разные по размеру. Для начала можно купить одну — №1 и №2 с круглой и плоской формой лопаточки, заточенной с двух сторон, а потом сами определитесь, какие дополнительно потребуются. Стеки бывают и с металлическими петельками тоже разных форм и размеров, они нужны для выбирания глины внутри форм, для снятия излишка глины или выравнивания формы. Желательно иметь разные, но пока не спешим, можно на этапе обучения купить набор пластмассовых стеков (более экономично, хоть и менее удобно). Еще на столе под рукой должна быть емкость с водой (миска, с которую можно обмакнуть пальцы), губка (обычная хозяйственная, которая используется для мытья посуды) — предназначена для выглаживания изделия в сыром виде и шлифования в сухом, причем обе стороны пригодны и салфетка. Я рекомендую использовать хозяйственные салфетки (цветные — желтые, розовые, голубые), которые продаются в универсамах «Пятерочка». Они же увлажненные используются для поддержания рук и стеков в чистоте, а также для обертывания незаконченных работ, чтоб не дать высохнуть глине до завершения работы. Можно воспользоваться и кусочком натуральной ткани, хорошо впитывающей влагу.

А теперь собственно о самой подготовке теста. Проминать его можно на столе, подложив деревянную доску, а можно попробовать и на полу кафельном, застелив прочной (прорезиненной или брезентовой) тканью или используя деревянную доску. В качестве инструмента понадобиться струна (леска не годится). Струна скрипичная, первая гитарная или балалаечная отмеряется по ширине плеч с небольшим запасом для закрепления ее к ручкам (лучше деревянные брусочки по типу ручек от скакалки). Замес делается руками, а дальше ее следует хорошенько промять. Перебивание вылежавшейся глины делается непосредственно перед лепкой, чтобы удалить пузырьки воздуха и повысить ее однородность.


1. В случае, когда вы пользуетесь готовой глиной в брикетах. Не смотря на то, что в руках готовая глина, ее следует непосредственно перед началом работы промять. Промять небольшое количество глины можно следующим способом:

  • отделить кусок теста, по размеру помещаемый в ладони, скатать шар, затем сделать из него лепешку разминая пальцами (при этом пальцы хорошо чувствуют структуру и все грубые комочки и встречающиеся камешки легко отделять, т.к. наличие примесей возможно), потом скрутить ее в рулетик и повторить эти действия 5 раз в последовательности: шар, лепешка, рулет.
  • Далее отбить глину, простукивая в ладонях для уплотнения — перебрасываете из одной ладони в другую кусок глины, скатанный в шар, отбивая его при этом. Пробивайте хорошенько в течение 5–10 минут!

2. В случае, когда вы приобрели голубую глину в сухом виде. Ее лучше предварительно лучше залить водой (процесс впитывания требует времени). Всю не замочите! Если не рассчитаете, то для замеса теста может не хватить сухой глины. Сверху воды должно быть столько, чтоб глина стала вокхлой, то есть вся покрылась и постепенно ее впитывала. Подождем и замешиваем, если очень спешим, то можно и сразу замесить, но лучше дать замешенной глине всетаки вылежаться.

  • Сухая глина соединяется с водой и вымешивается руками до состояния пельменного теста. Это самая трудоемкая часть работы с глиной, но она отзовется благодарностью, если все проделаете правильно. В домашних условиях для замеса можно воспользоваться и строительным миксером с дрелью, но при этом приспособиться, чтоб раствор был закрыт пакетом во избежание забрызгивания грязью себя любимого и всего, что рядом. Пластмассовая тара не годится (я первое ведро таким образом продырявила). Приготовьте ту емкость, которую не жалко или она обладает соответствующей прочностью. Теперь немного о взаимоотношениях глины с водой. Если, замешивая глиняное тесто, вы переусердствовали и налили слишком много воды, ее будет сложно удалить. Придется дать ей подсохнуть, а для этого потребуется определенное время или дозамесить, добавив сухой глины. Правильный процесс замеса означает, что руками, формируя глиняную массу, мы добиваемся такой ее увлажненности и вымешиваем столько, чтоб добиться теста, которое будет с усилием переминаться в руках и не липнет к тыльной стороне рук.
  • После замеса теста его нужно хорошенько пробить. Глинянное тесто можно пробивать разными способами:
    1. Для небольшого количества годится предыдущий, описанный в п. 1. Для большей массы желательно использовать струну. Уплотнить ком глины колотушкой (можно скалку использовать) и затем срезать струной глину тонкими пластинками под углом (вот когда вы увидите на тесте эти воздушные разрывы!), и шлепками пробивать их или разрезать ком струной под углом к поверхности стола на две части и одну половину, подняв вверх, с силой бросить на другую так, чтобы нижняя кромка верхней половины врезалась под углом в верхнюю кромку нижней половины. Такую бомбежку многократно (20-25 раз) повторять, разворачивая нижний ком на 90 градусов.
    2. Ком глины уплотнить колотушкой (не бойтесь бить посильнее), затем, прижимая к доске, срезать тонкие пластинки, все включения отбрасывая в сторону, затем снова сложить в ком и повторить «строгание». Чем тоньше пластинки, тем однороднее тесто.
    3. Скатать шар, приподнять его, бросить с силой на доску, чтоб он от удара сплющился, как каравай, затем струной разрезать на две половинки и, подняв верхнюю (перевернув срезанной стороной вверх), с силой ее бросить на стол. На нее (не переворачивая) бросить нижнюю половину. Слепившиеся половинки снова разрезать на две части и повторить такую операцию несколько раз.
    4. Проделать спиралевидное замешивание нижними частями обеих рук. Этот процесс противоположен замесу теста, т. к. глину не насыщаем воздухом, а освобождаем от него. Прижать ладонями глину к столу и одновременно повернуть «бугорки» ладошек против часовой стрелки, отпустить глину и повернуть пальцами комок по часовой стрелке на место с которого начали, не создавая складок в процессе замешивания. Повторить 30-40 раз медленно, но правильно (услышите хлопки лопающих пузырьков) и получите форму кулебяки.

Каждый выбирает наиболее удобный для себя способ. Иногда для промина глины мастера приспосабливают различные механизмы, например промышленные мясорубки.

И еще о важном. Перед каждым началом работы с глиной ее еще раз нужно как следует перемять, разрывая ком глины на две части и с силой соединяя их обратно. Таким способом можно освободиться от большей части воздуха, чтоб не допустить разрыва изделия при обжиге. Чтоб сохранить мелкое изделие (мелкие скульптурные фигурки) и не дать ему «погибнуть» при обжиге, его нужно в готовом, но еще не высохшем виде, проткнуть в незаметных местах булавочкой для выхода пузырьков воздуха. Если обжиг не предусматривается, то и всю процедуру пробивания глиняного теста можно упростить.


Готовое тесто нужно хранить «закутанным» во влажную ткань, если оно плотное, чтоб увлажнить и смягчить его или откладывается для хранения на долгий срок до начала с ним. При этом хранить убираем желательно в прохладное место в плотном полиэтиленовом пакете (пакеты для мусора не годятся, они прорвутся, уж, поверьте мне на слово…)

Итак, какой должна быть готовая для лепки глина:
  • пластична (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;
  • освобождена от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками глиняное тесто на ощупь, отщипывая и перебирая маленькими кусочками (складываете в «ласточкино гнездо»);
  • пробита, т.е. освобождена от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;
  • обернута во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрываемые формы.
  • В этом разделе нет описания, как сделать лучше по составу глиняное тесто, какие добавки требуются, чтоб улучшить его свойства… но, если в процессе лепки почувствуете, что материал не совсем послушен в ваших руках и что-то здесь не так, то «копать надо глубже». Сначала можно попытаться устранить проблему самым простым способом: добавить несколько капель растительного масла в готовую глину, а, при необходимости, воспользуйтесь наиболее верным способом — изучите подробнее состав глины.

    Любая работа уникальна — она похожа только на себя
    05.03.2019
    Мультипроект «Керамика в Царицыне» запускается в музее-заповеднике 20 марта

    Авторский сайт
    Валентины Петровой

    Rambler's Top100
    Расскажите о нас своим друзьям
    Партнёры: